Сказал имам Газали в «Ихяу улюма ддин» :
وقد كان معروف الكرخي يهدي إليه طيبات الطعام فيأكل فقيل له إن أخاك بشرا لا يأكل مثل هذا فقال إن أخي بشرا قبضه الورع وأنا بسطتني المعرفة ثم قال إنما أنا ضيف في دار مولاي فإذا أطعمني أكلت وإذا جوعني صبرت مالي والاعتراض والتمييز
ودفع إبراهيم بن أدهم إلى بعض إخوانه دراهم وقال خذ لنا بهذه الدراهم زبدا وعسلا وخبزا حواريا فقيل يا أبا إسحاق بهذا كله قال ويحك إذا وجدنا أكلنا أكل الرجال وإذا عدمنا صبرنا صبر الرجال
وأصلح ذات يوم طعاما كثيرا ودعا إليه نفرا يسيرا فيهم الأوزاعي والثوري فقال له الثوري يا أبا إسحاق أما تخاف أن يكون هذا إسرافا فقال ليس في الطعام إسراف إنما الإسراف في اللباس والأثاث
فالذي أخذ العلم من السماع والنقل تقليدا يرى هذا من إبراهيم بن أدهم ويسمع عن مالك بن دينار أنه قال ما دخل بيتي الملح منذ عشرين سنة وعن سري السقطي أنه منذ أربعين سنة يشتهي أن يغمس جزرة في دبس فما فعل فيراه متناقضا فيتحير أو يقطع بأن أحدهما مخطئ والبصير بأسرار القول يعلم أن كل ذلك حق ولكن بالإضافة إلى اختلاف الأحوال ثم هذه الأحوال المختلفة يسمعها فطن محتاط أو غبي مغرور فيقول المحتاط ما أنا من جملة العارفين حتى أسامح نفسي فليس نفسي أطوع من نفس سري السقطي ومالك بن دينار وهؤلاء من الممتنعين عن الشهوات فيقتدي بهم والمغرور يقول ما نفسي بأعصى على من نفس معروف الكرخي وإبراهيم بن أدهم فاقتدى بهم وأرفع التقدير في مأكولي فأنا أيضا ضيف في دار مولاي فمالي وللاعتراض ثم إنه لو قصر أحد في حقه وتوقيره أو في ماله وجاهه بطريقة واحدة قامت القيامة عليه واشتغل بالاعتراض وهذا مجال رحب للشيطان مع الحمقى
«Ма'руфу Курхи был из тех кому дарили хорошую еду, и он ел её. Однажды ему сказали: "Твой брат Бишру (Бишр ибн Харис) не ест подобную еду ".
Он ответил: "Моего брата Бишра поглотила набожность (вара'), а для меня расширилось знание о боге (ма'рифат)". И далее он добавил: "я являюсь гостем дома своего Господина, если Он меня кормит, то я ем это, а если оставляет голодным то я проявляю терпение (сабр) в этом., зачем мне возражение и различение".
Ибрахим бин Адхам дал одному из братьев дирхемы и сказал: "Ты купи на эти дирхемы масло, мёд и хлеб". Тот спросил у него : "О Абу Исхак! Купить на все эти деньги "?
Ибрахим ответил: "Да смилостивится над тобою Аллагь, если мы находим, то кушаем как кушают мужчины, а если нет, то проявляем терпение как мужчины".
Один день он (Ибрахим бин Адхам) приготовил много еды и позвал нескольких людей, среди них был Авза'ий и Саври. И Саври сказал ему: "О Абу Исхак! Ты не боишься что это будет расточительством (исраф)?"
Он ответил ему: "в еде нет расточительства, расточительство есть только в одежде и в мебели."
А сейчас кто бы ни был нахватавшийся знаний от услышанного, и переданного от кого попало, он видит то что происходило с Ибрахимом бин Адхамом, и слышит слова Малика бин Динара который сказал: «20 лет уже как в мой дом не зашла соль (т.е. до такой степени остерегался от роскоши в еде)». Так же он слышит слова, что «Саврию Сакати 20 лет хотел съесть морковку, мокнув в мёд, но он это не сделал». И (услышав это) начинает думать, что среди них были разногласия или же один из них был не прав. В действительности кто видит скрытый смысл этих слов, знает что обе стороны правы, смотря на душевное состояние (халь) каждого из них. И про эти душевные состояния слышат и сообразительный и глупый которого обманул шайтан.
Сообразительный говорит: "я не являюсь из познавший Аллагьа (арифунов), чтоб делать всё что захочет моё эго (нафс), и моё эго не подобно таким как Сирию Сакати и Малику, которые отказались от своих страстей и я последую за ними (как и они я буду отталкивать страсти (шахват))".
А тот, которого обманул шайтан скажет:
«я являюсь из тех кто свое эго не тренирует как Ма'руфи Курхи и Ибрахим бин Адхам (т.е. они делают то, что делает их эго и я тоже буду делать так). Я последую за ними и не буду ограничивать какими либо границами, то что ем. И я так же нахожусь у своего Господина дома в гостях, и почему я должен противиться этому?»
И если ему скажут что-нибудь из истины, или же допустят оплошность в соблюдении этикета (адаба) по отношению к нему или же, то что вредит его имуществу или же авторитету (из-за следовании им своему нафсу), то будет такое ощущение что наступил Судный день для него и он будет отрицать всё что против него и искать себе выходы из этого. И это просторное место для шайтана вместе с глупцами !!!»