“Тарикат” “тасаввуф”,'суфизм' – это некое высокое человеческое таинство и совершенство, преследуемой целью которого является, в качестве познания Всевышнего и раскрытия истин веры, продвижение “ногами” сердца под сенью вознесения Ахмада (МЕИБ), и в результате духовного преодоления, на неком экстатичном и чувственном уровне, а в какой-то мере и на уровне созерцания, удостаивание истин веры и Корана.Да, поскольку человек в этой вселенной является неким всесодержательным каталогом, его сердце подобно духовной карте тысяч миров. Также, как мозг в человеческой голове является неким духовным центром вселенной, подобным центральному коммутатору бесчисленных беспроводных телефонов и телеграфов, что подтверждается бесконечными человеческими науками и знаниями, также и сердце в человеческой сути является некими основой и косточкой, удостоенными бесконечных вселенных истин, что показывают миллионы светлых книг,написанных не поддающимися исчислению святыми людьми.Итак, поскольку сердце и мозг человека находятся в неком центре, и они подобны косточкам, заключающим в себе системы огромного дерева, а также в них размещены приборы и колеса некой вечной, потусторонней и великой машины, то, конечно и в любом случае, Создатель этого сердца сделал его таким потому, что захотел заставить его работать, перевести от намерений к действиям, и пожелал его развития и движения. А поскольку Он этого захотел, то, конечно, сердце, как и разум будет трудиться. И самым большим средством для побуждения сердца к работе является обращение к истинам веры, следуя с зикром-поминанием Бога по уровням святости путем тариката(суфизма). Ключами и средствами этих возвышения сердца и движения души являются поминание Бога и размышление. Все прелести этих поминания и размышления не поддаются исчислению. Не говоря уже о бесконечных пользах иного мира и человеческих совершенствах. Доказательством того, что благо тариката в кругу высокой сунны твердо перевешивает его грехи, служит то, что люди тариката(суфизма) сохранили свою веру во время нападений заблудших. Некий простой и искренний последователь тариката(суфизма) хранит себя лучше, чем какой-то внешний и поверхностный ученый.. Посредством того тарикатского блаженства и той любви к святым-аулия он спасает свою веру. Может он и войдет в великие грехи,но неверующим не станет; легко не окажется в безбожии. Цепочку шейхов, с сильной любовью и твердым убеждением принятую им в качестве духовных авторитетов, на его взгляд не сможет разрушить никакая сила. А поскольку не разрушит, то его доверие к ним не прервется. Если не прервется доверия, то безбожником он не станет. Однако, если человек не имеет участия в тарикате, и его сердце не пришло в движение, то будь он даже богословом-исследователем,полностью сохранить себя от коварств нынешних безбожников ему будет сложнее.Осталось сказать еще вот что: тарикат(суфизм) не может быть осужден за грехи некоторых вышедших за рамки богобоязненность и даже за рамки Ислама учений, не по праву назвавших себя тарикатом(суфизмом). Не говоря уже об очень важных и высоких религиозных, потусторонних и духовных результатах тариката, огромное значение имеет одно только то, что тарикаты стали самым теплым и действенным средством распространения и развития братских чувств, являющихся священными узами Мира Ислама; а также тарикат важен тем, что он является однойиз трех серьезных и нерушимых крепостей Ислама против атак мира неверия и христианской политики, желающих погасить свет религии Аллаха. Саид Нурси. Из сборника Письма (Mektubat).