Приходиться часто слышать от современных псевдосуфиев слова:" Я не поклоняюсь Аллаху из страха перед Адом или из желания наслаждений Рая." Да, все верно, подобные фразы произносили в свое время "зуххад" вроде Рабии аль-Адавия или имама ибн Атаиллаха Искандари,рахматуллахи алейхима. Однако, первые, когда говорят,что не поклоняются Богу из страха перед наказанием или из желания Рая-отрицают в себе возможность Страха , связанную с проявлением "сифатов" Мощи и Величия, которыми характеризует Себя в Коране и Сунне, Аллах Субханаху ва Тааля. Такой подход,однако, есть ни что иное, как проявление неверия в возможность Бога создать Огонь страшным для них. Это выражается в пренебрежении у этих людей к тому, что сделал грандиозным и великим (красота и удовольствия Рая или ужас и мучения Ада) Всевышний Аллах, что ведет в свою очередь к абсолютному отрицанию ими реальности Загробного воздаяния, а также "акыди", что Аллах Тааля наряду с именами Милостивый, Милосердный, Любящий называет Себя тоже Могущественным, Воздающим,Сжимающим и т.д.
Имам Ахмад Заррук, рахимахулла (метод которого в тасаввуфе близок методу имама Раббани)в своей книге "Правила тассавуфа" говорит:" То что сделал Аллах великим (Ад и Рай) должно быть таковым для всех истинных мусульман. Пренебрежение же этим положением-может стать "куфром". Слова некоторых из суфиев типа: " Я не поклоняюсь Богу из страха перед Адом или из желания Рая", не будут соответсвовать исламской "акыде" без определенных оговорок. Так как их могут понимать либо как умаление грандизоности их (т.е грандиозности Ада и Рая), в то время как сотворил Аллах Тааля Ад и Рай грандизоными,либо как самодостаточность,которая заключается в пренебрежении к великой Милости Аллаха (удовольствия "джанна)или к проявлению Мощи Его, связанную со страхом перед Наказанием. Все это не может исповедывать истинный мусульманин. Однако,эти слова могут быть правильными и соответствовать "акыде",(т.е "Я не поклоняюсь Богу из страха перед Адом...") если под ними понимать отсутсвие страха перед Адом или желания Рая, как главной, побудительной причины поклонения Всевышнему Аллаху. Отсюда слова Аллаха Субханаху ва Тааля в суре "Инсан": "Поистине, кормим мы вас только из желания Лика Аллаха и не желаем от вас за это ни награды,ни благодарности". Т.е сделали они главной причиной своего "ибадата"-самого Аллаха,не отрицая при этом истинность Страха перед Наказанием и желание "Джанна"(рая). "