Сделать свой сайт бесплатно

Реклама

Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.

@ADVMAKER@

Ученые о мушаббиха и муджасима

25.10.2011

Ученые о мушаббиха и муджасима

 

Мушаббиха - те, кто уподобляет Аллаха творениям, описывая его местом, стороной, перемещением, телом и др. смыслами творений. Муджассима - те кто придает Аллаху тело, части тела, органы.

 

Сказал Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в книге «Манхадж аль-Кавим»:

قال الإمام شهاب الدين أحمد بن حجر الهيتمي(974 هـ) ما نصه: "واعلم أن القَرَافي وغيره حكوا عن الشافعي ومالك وأحمد وأبي حنيفة رضي الله عنهم، القول بكفر القائلن بالجهة والتجسيم، وهم حقيقون بذلك" اهـ. المنهاج القويم (ص/224).

«Знай, что аль-Карафи (626-684 г.х.) и другие передали от Имама аш-Шафии, Малика, Ахмада и Абу Ханифы, что те, кто говорят, что Аллах в каком-то направлении, или что Он (джисм) тело, совершил куфр - и они заслуживают этого приговора».

[Ибн Хаджар аль-Хайтами, «Манхадж аль-Кавим», стр. 224]


Сказал Имам Мулла Али аль-Кари аль-Ханафи (ум. 1014 г.х.), да смилуется над ним Аллах в книге «Миркат аль-Мафатих»:

قال الإمام ملا علي القاري الحنفي (1014 هـ): "بل قال جمع منهم- أي من السلف- ومن الخلف إن معتقد الجهة كافر كما صرح به العراقي، وقال: إنه قول لأبي حنيفة ومالك والشافعي والأشعري والباقلاني " اهـ. مرقاة المفاتيح (٣/ 300).

«На самом деле все они (салафы), равно как и халафы, высказались, что тот, кто верит в то, что Аллах находится в определённом направлении в пространстве, является неверующим. Как утверждал аль-Ираки (725-808 г.х.), этого мнения придерживались Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, аль-Ашари и аль-Бакиляни».

[Али аль-Карри, «Миркат аль-Мафатих шарх мискат аль-масабих», стр. 300]


Сказал Имам Абу Джафар ат-Тахави (229-321 г.х.), да помилует его Аллах:

ومن وصف الله بمعنى من معاني البشر فقد كف

Тот, кто описывает Аллаха смыслами, которые присущи человеку, впадает в неверие (куфр)

[Акыда ат-Тахавийя]


Сказал «Довод Ислама» Имам Абу Хамид аль-Газали (450-505 г.х.), да смилуется над ним Аллах:

قال الغزالي رحمه الله تعالى في رسالته "إلجام العوام عن علم الكلام": فمن عبد جسما فهو كافر بإجماع الأئمة السلف منهم والخلف

«Всякий поклоняющийся телу – кяфир, согласно иджме (единогласию) имамов из числа саляфов и халяфов».

[Имам аль-Газали, «Ильджам аль-аввам ан ильм аль-калям»]


Сказал Имам Фахруддин ар-Рази (544-606 г.х.), да смилуется над ним Аллах, об антропоморфистах:

الدليل دل على أن من قال إن الإله جسم فهو منكر للإله تعالى وذلك لأن إله العالم موجود ليس بجسم ولا حال في الجسم فإذا أنكر المجسم هذا الموجود فقد أنكر ذات الإله تعالى فالخلاف بين المجسم والموحد ليس في الصفة بل في الذات فصح في المجسم أنه لا يؤمن بالله أما المسائل التي حكيتموها فهي اختلافات في الصفة فظهر الفرق وأما إلزام مذهب الحلولية والحروفية فنحن نكفرهم قطعاً فإنه تعالى كفر النصارى بسبب أنهم اعتقدوا حلول كلمة اللَّهِ في عيسى وهؤلاء اعتقدوا حلول كلمة اللَّهِ في ألسنة جميع من قرأ القرآن وفي جميع الأجسام التي كتب فيها القرآن فإذا كان القول بالحلول في حق الذات الواحدة يوجب التكفير فلأن يكون القول بالحلول في حق جميع الأشخاص والأجسام موجباً للقول بالتكفير كان أولى (مفاتيح الغيب — دار الكتب العلمية, 16 /24)

«Имеются все доводы в пользу того, что те, кто говорит, что Аллах — это тело, являются неверующими в Аллаха (Который Превыше всего и Пречист от всех недостатков). Причина (такого мнения) состоит в том, что Господь мира существует, и Он не является телом и не воплощен в теле. Так, если кто-то полагает, что Аллах является телом, и отрицает Его нематериальное существование, тот (в сущности) не уверовал в Аллаха (каков Он есть на самом деле). Это означает, что разногласие между теми, кто считает, что Аллах является телом, и монотеистами (в исламском понимании — что у Аллаха нет сотоварища, ни полностью, ни частично, ни в Сущности, ни в атрибутах), состоит не в расхождении относительно каких-то (Его) атрибутов, но это разногласие относительно (самой Его) сущности (то есть вопроса о том, кого можно считать Богом), так что (учеными) установлено, что те, кто полагает, что Аллах является телом, не верят в Аллаха.
Что касается сект хулюлийя (тех, кто полагает, что Аллах воплощается в созданных вещах, таких, как небо или человеческое тело) и хуруфийя (тех, кто полагает, что атрибут Аллаха Речь\Калям состоит из звуков и букв), мы недвусмысленно говорим, что они неверующие. Ведь, если Аллах объявил христиан неверующими за то, что они утверждали, что Речь Аллаха воплотилась в Иисуса, так тем более (заслуживают такого названия) хуруфийя, которые полагают, что Речь Аллаха содержится в языке всех, кто читает Коран и во всех физических вещах, на которых был написан Коран. Соответственно, если вера в то, что Речь Аллаха воплотилась в одном единственном теле (Иисуса) является неверием, то подобные заявления (что она находится во всех формах и телах) являются неверием в еще большей степени».

[Имам ар-Рази, «ат-Тафсир аль-Кабир», том 24, стр. 16]


Сказал Имам Мухйиддин ан-Навави (631-676 г.х.) в своем шархе «Сахих» Муслима:

قوله صلى الله عليه و سلم ( فليكن أول ما تدعوهم إليه عبادة الله فإذا عرفوا الله فأخبرهم إلى آخره ) قال القاضي عياض رحمه الله هذا يدل على أنهم ليسوا بعارفين الله تعالى وهو مذهب حذاق المتكلمين في اليهود والنصارى أنهم غير عارفين الله تعالى وان كانوا يعبدونه ويظهرون معرفته لدلالة السمع عندهم على هذا وان كان العقل لا يمنع أن يعرف الله تعالى من كذب رسولا قال القاضي عياض رحمه الله ما عرف الله تعالى من شبهه وجسمه من اليهود أو اجاز عليه البداء أو أضاف إليه الولد منهم أو أضاف إليه الصاحبة والولد وأجاز الحلول عليه والانتقال والامتزاج من النصارى أو وصفه مما لا يليق به أو أضاف إليه الشريك والمعاند في خلقه من المجوس والثنوية فمعبودهم الذى عبدوه ليس هو الله وان سموه به اذ ليس موصوفا بصفات الاله الواجبة له فاذن ما عرفوا الله سبحانه فتحقق هذه النكتة واعتمد عليها وقد رأيت معناها لمتقدمى أشياخنا وبها قطع الكلام ابوعمران الفارسى بين عامة اهل القيروان عند تنازعهم في هذه المسألة هذا آخر كلام القاضي رحمه الله تعالى. (المنهاج شرح صحيح مسلم بن الحجاج , النووي , دار إحياء التراث العربي 200-199/ 1, 1392)

«(По поводу) высказывания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Пускай сначала призовут их к поклонению (к служению) Аллаху, а потом, когда они познают Аллаха, скажи им...» — Кади Ияд сказал: «Оно (то есть предшествующее высказывание Пророка) указывает, что они (христиане) не знают Аллаха». Такое высказывание относительно иудеев и христиан сделал блестящий ученый калама: что они не знают Аллаха Всевышнего, даже если поклоняются Ему (то есть называют того, кому они поклоняются, Его именем), и создают впечатление, будто они знают Его, на основе (лишь) того, что они передают между собой, хотя это невозможно представить даже мысленно, что тот, кто не уверовал в Посланника, действительно знает Аллаха. 
Кади Ияд, да смилуется над ним Аллах, сказал, что если кто-то уподобляет Аллаха Его творениям, или верит, что у Него есть тело, подобно иудеям и христианам, или верит, что Он приобретает знания в течении долгого времени, или утверждает, что у Него есть супруга или ребенок, или говорит, что Он существует в созданных вещах, или считает, что Он перемещается с места на место, или смешивает Его с творениями, как христиане, или наделяет его тем, что Ему не подобает, или наделяет его сотоварищем или соперником, как зороастрийцы-дуалисты, то все, чему они служат, не является Аллахом, даже если они называют его (кому они поклоняются ) Его именем. Это потому, что он не описан качествами, которыми необходимо описан Аллах. Соответственно, они не знают Аллаха Свят Он и Велик — мы считаем это мнение верным и передали его от наших предшественников-шейхов».

[Имам ан-Навави, «Сахиху Муслим би Шархин Навави», том 1, стр. 199-200]


Сказал Имам аль-Куртуби (600-671 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в книге «ат-Тазкар»:

قال الامام الحافظ القرطبي في كتابه (التذكار) في شأن المجسمه ص (208) : (والصحيح القول بتكفيرهم إذ لا فرق بينهم وبين عباد الاصنام والصور) اه‍ .

«Является сахих (правильным мнением) о вынесении им такфира – т.е. муджассима - потому что нет никакой разницы между ними и теми, кто поклоняется идолам, образам»

[Аль-Куртуби, «ат-Тазкар», стр. 208]


Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 г.х.) в своем «Табакату-ш-Шафиияту-ль-Кубра» говорит относительно аятов Корана, в которых (как кому-то может показаться) говорится о физических атрибутах (Аллаха):

طبقات الشافعية الكبرى : إنما المصيبة الكبرى والداهية الدهياء الإمرار على الظاهر والاعتقاد أنه المراد وأنه لا يستحيل على الباري فذلك قول المجسمة عباد الوثن الذين في قلوبهم زيغ يحملهم الزيغ على اتباع المتشابه ابتغاء الفتنة عليهم لعائن الله تترى واحدة بعد أخرى ما أجرأهم على الكذب وأقل فهمهم للحقائق طبقات الشافعية الكبرى ج 5 ص 192

«Утверждения муджассимитов (антропоморфистов), идолопоклонников, заставляет их всегда обращаться к (этим) неоднозначным аятам».

[Имам ас-Субки, «Табакату-ш-Шафиияту-ль-Кубра», том 5, стр. 192]
 

 

Сказал Хафиз Ибн Хаджар Аль-Аскаляни (773-852 г.х.) в книге «Фатхуль Бари»:

قال حذاق المتكلمين ما عرف الله من شبهه بخلقه أو أضاف إليه اليد أو أضاف إليه الولد فمعبودهم الذي عبدوه ليس هو الله وإن سموه به (فتح الباري, ابن حجر العسقلاني, دار المعرفة — بيروت ، 1379, 3 / 359)

«Блестящий ученый калама сказал: «Тот, кто уподобляет Аллаха Его созданиям, или приписывает Ему руки (в смысле части тела или конечности) или ребенка; тот поклоняется не Аллаху, даже если он называет того, кому он поклоняется, Аллахом».

[Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Фатхуль Бари би Шархи Сахихиль Бухари», том 3, стр. 359]


Сказал муджтахид ханафитского мазхаба, Имам Камалюддин Ибн Хумам ас-Сиваси аль-Ханафи (790-861 г.х.), да смилуется над ним Аллах:

قال الإمام الكمال بن الهمام الحنفي: "من قال الله جسم لا كالأجسام كفر" (ذكر ذلك في شرح فتح القدير باب صفة الأئمة في المجلد الأول)

«Всякий, кто скажет, что Аллах - это тело, но не такое, как другие тела, является кяфиром».

[Ибн Хумам ас-Сиваси, «Фатхуль Кадир лиль Аджизиль Факир»]

 

Сказал Мулла Али аль-Кари аль-Ханафи (ум. 1014 г.х.) в его книге «Шарх Фикх уль-Акбар»:

قال الشيخ ملاّ علي القاري الحنفي ( ت 1014 هـ ) "فمن أظلم ممن كذب على الله أو ادعى ادعاءً معينًا مشتملاً على إثبات المكان والهيئة والجهة من مقابلة وثبوت مسافة وأمثال تلك الحالة، فيصير كافرًا لا محالة". شرح الفقه الأكبر: بعد أن انتهى من شرح الرسالة ص215

«Так кто же более несправедлив, чем тот, кто возводит ложь на Аллаха, или же заявляет нечто, что содержит в себе утверждение места («макан»), образа или направления («джиха») - нахождение напротив, на расстоянии и т.п. Такой человек несомненно становится кяфиром».

[Али аль-Кари, «Шарх Фикх уль-Акбар», стр. 215]


Сказал аль-Алляма Мухаммад Хаттаб ас-Субки (1274-1352 г.х.), да смилуется над ним Аллах:

قال الشيخ محمود محمد خطاب السبكي في كتابه "إتحاف الكائنات" ص 3ـ4: وقد قال جمع من السلف والخلف إن من اعتقد أن الله في جهة فهو كافر.

«Установилась иджма саляф и халяф в том, что тот, кто убежден, что Аллах в стороне – кафир».

[Мухаммад ас-Субки, «Итхаф каинат», стр. 3-4]

Комментарии (0)Просмотров (606)


Зарегистрированный
Анонимно