В хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Кто бы ни постился на пути Аллаха один день, лик того Аллах отдаляет от Ада на расстояние семидесятилетнего пути». Большинство алимов считает, что слова «на пути Аллаха» означают «на газавате». Мухаммад Хаджар на полях «Фатхул ‘алама» пишет, что эти слова означают «во имя Аллаха», «с целью постижения Аллаха », и тот, кто постился с таким намерением, отдалится от Ада на расстояние семидесятилетнего пути, даже если он не находится на газавате («Фатхул ‘алам». Т. 4, С. 171)Шестидневный пост в месяце шавваль
------------------------------------------------
Поститься шесть дней в месяце шавваль тоже сунна. Посланник (саляллаху алайхи ва салям) сказал: «Тот, кто будет поститься в месяце рамазан и шесть дней после него в месяце шавваль, будет похож на постящегося всю жизнь» (Муслим, Абу Давуд, Нисаи). Можно поститься шесть дней по отдельности в месяце шавваль, этим тоже сунна соблюдается, но лучше всего поститься все шесть дней подряд, начиная со следующего дня после праздника Разговения, чтобы быть проявляющим спешку в поклонении. Тот, кто пропустил без причины пост в месяце рамазан, в месяце шавваль должен возмещать его, потому что он должен возмещать пропущенные посты, не откладывая. Ему грешно при чтении намерения читать только как желательный пост месяца шавваль, но вместе с намерением возмещения обязательного месяца поста рамазан можно читать намерение за желательные посты шавваля тоже.Пост по понедельникам и четвергам
---------------------------------
Соблюдение поста по понедельникам и четвергам является суннатом (желательным), кроме случаев, когда на эти дни приходятся праздники и дни ташрика, когда соблюдение поста запрещено. Посланник Аллаха саляллаху алайхи ва салям всегда старался соблюдать пост в эти дни. Он говорил: «Эти два дня являются днями, когда обозревают наши добрые деяния, и я хочу, чтобы на мои деяния смотрели, когда я соблюдаю пост» (ат-Тирмизи). Пророк саляллаху алайхи ва салям еще говорил: «Два дня – понедельник и четверг – мусульман прощают и для них открываются врата Рая, кроме тех, кто враждует. Им же грехи не прощаются, пока они не помирятся». Соблюдение поста по понедельникам является более желательным, чем по четвергам. Сухайли рассказывает, что Пророк саляллаху алайхи ва салям сказал своему сподвижнику Билалу: «Не пропускай пост по понедельникам. Я родился в понедельник, стал Посланником в понедельник и умру в понедельник».«Белые» дни
---------------------
«Белыми» днями называют 13, 14 и 15-е числа месяца, ибо в эти дни луна наиболее полна и ночи светлые. В эти дни следует стараться соблюдать пост, поскольку это суннат. В «Фатхул ‘аламе» написано, что для надежности желательно (суннат) соблюдать пост и 12-го числа. Поскольку 13-го числа месяца Зуль-Хиджа (день ташрика) соблюдение поста запрещено, то является желательным (суннат) соблюдать пост 16-го числа этого месяца. Так пишет Ибну Хаджар в «Та`ияте». В достоверном хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Соблюдение поста в течение трех дней каждого месяца равнозначно соблюдению поста всю жизнь». Поскольку вознаграждение за каждое доброе деяние увеличивается десятикратно, соблюдение поста в течение трех дней равноценно соблюдению поста в течение тридцати дней, поэтому и сказано в хадисе, что соблюдающий по три поста в каждом месяце подобен соблюдающему пост всю жизнь. В хадисе, приводимом Табарани, говорится: «Старайся соблюдать пост в «белые» дни, т. е. по три дня каждого месяца».«Черные» дни
-----------------------------------
«Черными» днями называют 1, 2, 3, 28, 29 и 30-е числа каждого месяца, ибо луна в эти дни мала и ночи темные. В эти дни также следует стараться соблюдать пост, поскольку это является суннатом. Желательно соблюдать пост также 27-го числа для убедительности. Если месяц имеет 30 дней, то пост соблюдают 28, 29 и 30-го числа, если же месяц имеет 29 дней, то пост соблюдают 28 и 29-го числа. Вслед за этими днями в первые три дня нового месяца также соблюдают пост. Аль-Кайлуби пишет, что является суннатом соблюдение поста в течение любых трех дней месяца, кроме перечисленных выше. В хадисе, приводимом аль-Бухари, Муслимом и Нисаи, говорится: «Абу-Хурайра сказал: «Мой друг (т. е. Пророк саляллаху алайхи ва салям) мне завещал соблюдать по три дня поста в каждом месяце».Пост в почитаемые месяцы
---------------------------------------
Почитаемые месяцы – это месяцы, в течение которых запрещены войны и о высокочтимости которых говорится в Коране. Таковыми яв- ляются четыре месяца: мухаррам, раджаб, зуль ка’ада и зуль-хиджжа. Имам аль-Газали пишет, что почитаемые месяцы являются ценными периодами, в течение которых желательно (суннат) соблюдать пост. Табарани пишет, что пост в течение одного дня из почитаемых месяцев ценится так же, как пост в течение тридцати дней в другие месяцы. В хадисе, приводимом аль-Узди, говорится, что тот, кто постился в четверг, пятницу и субботу в почитаемые месяцы, получит вознаграждение как за семьсот лет поклонения Аллаху. Самым ценным из этих месяцев является зуль-хиджжа, а лучшим для соблюдения поста – мухаррам. В достоверном хадисе сказано: «После месяца рамазан самым лучшим для соблюдения поста является месяц мухаррам». Суннатом является также соблюдение поста 27-го числа месяца раджаб, т. е. в день Мираджа («Фатхул Алам». т. 4, С. 16). Тому, кто не достал обед (не может пообедать по каким-либо причинам), также является суннатом соблюдать пост в этот день. Нийят (намерение) при этом следует произнести до полудня. Так поступал Посланник Аллаха саляллаху алайхи ва салям.Пост в месяц ша’бан
----------------------------
Шабан – это следующий за раджабом и предшествующий рамазану месяц. Соблюдение поста в этом месяце является очень ценным суннатом. Аль-Бухари и Муслим приводят слова Аиши , которая сказала: «Посланник Аллаха в течение месяца шабан постился так много, что иногда казалось, будто для него уже наступил месяц Рамазан». Имам ан-Навави пишет, что после мухаррама лучшим для поста является месяц шабан. Посланник Аллаха говорил: «Шабан заключен между месяцами раджаб и Рамазан. В этом месяце добрые деяния восходят к Аллаху, и я хочу, чтобы мои деяния восходили(поднимались) к Аллаху в то время, когда я соблюдаю пост». Но тому, кто полагает, что к месяцу рамазан он может ослабеть, является запретным (харам) соблюдение поста во второй половине месяца шабан. Соблюдать пост во второй половине месяца шабан также запрещено, если посты не следуют подряд, беспрерывно с первой половины данного месяца. Например, если человек постился первые пятнадцать дней месяца шабан и пропустил пост шестнадцатого числа, то ему запрещено поститься до конца месяца. Или если пропущен пост в любой день во второй половине месяца, то дальше поститься уже запрещено. Этот запрет относится только к тем, кто соблюдает пост безо всяких причин. В этот период не запрещено, например, возмещать ранее пропущенный пост или соблюдать пост-каффарат (штрафной пост), или соблюдать пост по понедельникам и четвергам тем, кто постоянно соблюдает пост в эти дни недели. Является суннатом соблюдение поста и в следующий день после серединной ночи месяца шабан. В «Итхафе» написано, что если месяц имеет тридцать дней, то его серединой является ночь после пятнадцатого числа, а если месяц имеет двадцать девять дней, то ночь после четырнадцатого числа является серединной («Итхаф». Т. 44, С. 42.Пост в месяц зуль-хиджа
-----------------------------
Поститься в первые восемь дней особенно желательно. Посланник Аллаха тоже постился в эти дни. Некоторые алимы утверждают, что пост в первые девять дней (включая день поста Арафа) месяца зуль-хиджа достойнее поста в первые десять дней месяца мухаррам. В хадисе сказано: «Из всех деяний, совершаемых человеком, самые любимые Всевышнему это те, которые совершают в первые десять дней месяца зуль-хиджа. Каждый пост этих десяти дней приравнивается к посту за каждый год, бдение для поклонения каждой ночи приравнивается к бдению в ночь в Лайлатуль Кадр (Ночь Предопределения и Могущества)» (Тирмизи, Ибну Маджа). Поститься весь месяц зуль-хиджа, за исключением праздничного дня (Курбан-байрам) и последующих трех дней (ташрик), – желательно, т.к. этот месяц тоже входит в месяцы, в которых запрещены войны. Говорят также, что этот месяц самый достойный из месяцев, т. к. во время этого совершают хадж и в нем находятся десять дней, упомянутых в Коране, праздничные дни и дни ташрика. Говоря вкратце, тот, кто сможет – пусть постится месяц (из почета к этому месяцу), если нет – первые десять дней по понедельникам и четвергам, если не сможет – хотя бы в день Арафа постится. День Арафа – это девятый день месяца зуль-хиджа. Соблюдение поста в этот день является желательным (сунна) действием. В достоверном хадисе, переданном Муслимом и др., говорится, что когда Пророка r спросили о посте в день Арафа, он сказал: «Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы». Аиша r обратилась к Масруку t: «О Масрук, ты не слышал ли, что Посланник сравнивал пост в день Арафа с тысячю другими днями» (Табарани и Байхаки). По этому хадису можно предположить, что в тот год человек не умрет, ибо как могут смываться грехи умершего. Рамали поклялся, что пост в день Арафа смоет большие и малые грехи обоих лет. Но грехи перед людьми смоются лишь только после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел. В этот день – могут не поститься больной и путник (при трудностях). Если нет трудностей, можно поститься. Тому, кто совершает хадж в этот день, желательно не поститься, для того, чтобы иметь силу при мольбе и поклонении на горе Арафат. Желательно поститься в предыдущий дню Арафа день, т. е. в восьмой день месяца зуль-хиджа, т. к. этот день может оказаться и девятым днем. Пост в день Ашура
------------------------
Очень желательным является пост в день Ашура. Это десятый день месяца мухаррам. В достоверном хадисе, переданном имамом Муслимом, говорится, что пост в этот день смывает грехи, совершенные за год. Аль-Бухари и Муслим тоже передают, что Пророк r повелел поститься в день Ашура.
Есть также хадис, свидетельствующий о том, что того, кто обрадует в этот день своих домашних, Всевышний будет радовать в течение года. В девятый день мухаррама, т. е. предшествующий дню Ашура, тоже желательно поститься. В хадисе сказано: «В следующем году мы будем поститься и в девятый день мухаррама» (Муслим). Но Посланник не дожил до следующего мухаррама. В одиннадцатый день мухаррама тоже желательно поститься. В хадисе сказано: «Вы поститесь в день Ашура, а также в предыдущий и последующий день». Желательно поститься первые десять дней месяца мухаррам, весь этот месяц тоже желательно поститься. В хадисе, переданном Муслимом, сказано: «После месяца рамазан для поста самый лучший месяц мухаррам».Посты по понедельникам, четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям
-------------------------------------------------------------------------------------------
Посланник (صلى الله عليه و سلم) сказал: «Постящемуся по понедельникам и четвергам запишут спасение от огня» (передано от Абу Я`ла). В хадисе, переданном от Табарани и Байхаки, говорится: «Тому, кто будет поститься в понедельник, четверг и пятницу, построят в Раю дом и запишут спасение от огня». Ибну Хузаймат и др. передают от Умму Саламы, что Посланник r больше всего постился по субботам и воскресеньям и говорил, что этим он добивается отличя от иудеев, т. к. эти дни у них праздничные. Порицательно (макрух) поститься отдельно в пятничный день, не постясь в четверг или субботу. Если вместе с пятницей постятся в четверг или в субботу, то пост не порицается. В хадисе сказано: «Вы отдельно в пятницу не поститесь, не постясь один день до или после нее» (Бухари, Муслим). Также порицательно поститься отдельно в субботу или в воскресенье, т. к. суббота возвеличивается иудеями, а воскресенье – христианами. Поститься в эти три дня недели по отдельности порицаемо, если нет для этого серьезных причин. К примеру, если на эти дни попадут дни Ашура, Арафа или возмещаемый пост, пост-обет. Если существует риск для тела, то постоянно поститься порицаемо (макрух), если нет, то можно поститься. Но чем постоянно поститься, лучше чередовать дни поста. В достоверном хадисе сказано: «Лучший пост это – пост пророка Дауда алайхи салям, т.е. через день» (Муслим, Бухари).
Желательные суннат посты
Добавил: mualim 24 октября 2011 15:40
Просмотры (253) Комментарии (0) Форум (Шафиитский Фикх)