Сделать свой сайт бесплатно

Реклама

Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.

@ADVMAKER@
Закят
Добавил: mualim 24 октября 2011 15:45

-- Определение слова «закят»
Арабское слово «закят» имеет два значения: «увеличение» и «очищение», и оба эти слова соответствуют смыслу, придаваемому шариатом. По шариату слово
«закят» используется для обозначения бескорыстной передачи определенной категории лиц (мусульман) части денежных средств (имущества) человеком, который
выплачивает их, только ради Всевышнего Аллаха. Выплачивая закят, человек освобождает себя (свою душу) от порока скупости и от греха.-- Место закята в исламе
Для поклонения Всевышнему Аллаху, человеку необходимо пропитание для себя и для своей семьи. И в создании хозяйства, и в исполнении необходимых нужд ему не обойтись без посторонней помощи. Всевышний не всех создал состоятельными и богатыми, поэтому для
обеспечения себя пропитанием, необходимым для проживания и поклонения, бедные и неимущие нуждаются в постоянной помощи со стороны. Всевышний Аллах
наложил закят на имущество состоятельных людей,дабы они освободились от гордости за свое богатство, спаслись от скупости и помогли бедным. От бараката поданной милостыни (садака) и мольбы братьев-мусульман имущество человека только приумножится
и никак не уменьшится. Хотя внешне выплата закята является помощью
бедным, при рассмотрении скрытой части этого обязательства (фарз)
видна огромная помощь и милость со стороны Всевышнего Аллаха и
для богатых людей. Пророк саляллаху алайхи ва салям сказал: «Я послан для усовершенствования благих нравов».
Всевышний указал пути освобождения человека от таких скверных качеств, как скупость, гордость и бессердечие, к чему и ведет выплата зяката.
Всевышний Аллах сказал (смысл): «Ты бери с их имущества милостыню, которой ты очистишь их» ( сура «Покаяние», аят 103). Для человека важнее добиться освобождения от пороков, приводящих его к каре в Ахирате, нежели помочь имущественно другому в этом мире. А как при выплате закята освобождаются от плохих качеств? Для освобождения от дурного качества нужно практиковать в себе противоположное
тому хорошее качество. К примеру, чтобы освободиться от скупости и
бессердечности, приобретенных человеком из-за своего богатства, нужно воспитывать в себе щедрость и милосердие. Прививая в себе эти ка чества, мы испытываем трудности, через некоторое время к ним мы привыкаем, и они становятся для нас обычными. Существует аят, который также указывает на то, что только очистившийся от порицаемых качеств человек будет спасен на том Свете.
Поэтому состоятельному человеку лучше выплатить наложенный
на его имущество закят, повинуясь повелению Всевышнего Аллаха, и
отблагодарить бедняка за то, что согласился принять его милостыню,
чтобы оно (имущество) приобрело благодать. Сообщается, что Абу
Аййуб . сказал: “(Как-то раз) один человек попросил Пророка саляллаху алайхи ва салям: «Назови мне такое дело, которое поможет мне попасть в рай». (Люди) стали
говорить: «Что с ним, что с ним?» – а Пророк саляллаху алайхи ва салям сказал: «Он хочет (узнать о том, что ему необходимо)! Поклоняйся Аллаху. и ничему более, совершай молитву, выплачивай закят и поддерживай родственные
связи».-- Мудрость и преимущества выплаты закята
«Совершайте намаз и отдавайте закят» – смысл аята 43 суры «Аль-Бакара». Таким образом, повеление выплатить закят в Коране имеется в тридцати двух местах.
Пророк саляллаху алайхи ва салям сказал: «Ислам основывается на пяти столпах: на свиде тельстве того, что нет Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха; совершении намаза; выплате закята; совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамазан» (Бухари, Муслим).
Со слов Ибн Аббаса, передают, что когда Пророк саляллаху алайхи ва салям посылал в Йемен Му’аза, он сказал ему: «Призови их (принести) свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – Посланник Аллаха, и если они подчинятся этому, уведоми их о том, что Аллах вменил им в обязанность
(совершение) пяти молитв ежедневно, если же они подчинятся и этому, уведоми их о том, что Аллах обязал их выплачивать садака, которую следует брать у богатых и отдавать бедным из их числа».Выплатой закята человек прививает себе щедрость и избавляется от скупости. Пророк r сказал: «Милостыня не убавляет имущество». Здесь может возникнуть вопрос: почему не убавляется имущество, при отделении от него определенного количества? Ответ же таков: Всевышний на имущество, выплатившего закят, ниспосылает баракат; уменьшает ожидания бедняков, которые они возлагают на его состояние, и
гасит неприязнь их к нему. Из-за выплаты закята его имущество будет защищено и приумножено Всевышним и в Ахирате будет большое вознаграждение. Исламское общество (умма) не будет сплоченным, если не выплачивается закят, а при его выплачивании между братьями по вере увеличивается любовь и согласие.
Закят дает возможность бедняку получить пропитание хотя бы для выживания.
Не имеющий средства начать свое дело получает возможность для
этого. Выплачивающий очищается от плохих качеств. Закят – лучший
путь очищения от душевных пороков.- Условия для обложения закята
1. Выплачивающий закят должен быть мусульманином. От Абу Бакра передают хадис: «Эта обязательная милостыня (садака), которой
обязал мусульман Посланник Аллаха» (Бухари). Поэтому на этом свете от неверующего не требуют выплаты закята, за исключением закята разговенья за тех мусульман, которые находятся под его опекой.
2. Наличие нисаба (закятооблагаемого минимума).
3. По достижении имущества нисаба должен пройти год. Пророк саляллаху алайхи ва салям сказал: «Имущество не облагается закятом до истечения года». Исключением из этого условия является зерно, фрукты или добытые из рудника золото и серебро.
4. Выплачивающий закят должен быть свободным от рабства.
Из этих условий становится ясным, что достижение зрелости или
обладании полноценного ума не являются условием для обложения закятом. Если маленький ребенок или умалишенный имеют имущество,
достигшее нисаба, то с него тоже выплачивается закят. С их имущества закят выплачивает их опекун (вали) и при невыплате он (вали) будет подвергнут каре в Судный день. Если у них нет опекуна, то закят выплачивается по достижении совершеннолетия или при обладании полноценным умом.
Хадисы тоже свидетельствуют об обложении закятом имущества
людей этих двух категорий. «Кто бы ни был, пусть поможет сироте
торговлей приумножить его имущество и, выплачивая закят, не
дает ему (имуществу) закончиться» (Дарукутни). Или: «Вы торгуй-
те имуществом сироты, дабы оно не кончилось или не испортилось
садакой» (Шафии). Садака в этом хадисе имеет смысл закята, ибо раздача желательной садака с имущества сироты для опекуна греховна. Обладание умом или достижение совершеннолетия условием не являются, потому что этот вид поклонения не относится к совершаемому телом, это связано с его имуществом. Закятооблагаемое имущество
Имущество, облагаемое закятом, должно иметь тенденцию к увеличению (росту). Иначе не увеличивающееся имущество через несколько лет может кончиться, и хозяину его будет нанесен ущерб. Имуществом, на которое налагается закят, являются золото; серебро; урожай;
фрукты (финики, виноград); овцы; козы; верблюды; крупный рогатый скот; приобретенное путем торговли.
ЗАКЯТ С ЗОЛОТА И СЕРЕБРА
Золото и серебро являются закятооблагаемым имуществом, независимо от того, какой они формы.
Облагаемые закятом формы золота и серебра:
1. отлитые монеты из серебра и золота для оборота;
2. слитки (золотые и серебряные);
3. предметы быта, утварь и предметы украшения, которые нельзя носить.
Но на женские украшения закят не налагается. На серебряное кольцо мужчины тоже не накладывается закят.
В хадисе Пророка саляллаху алайхи ва салям сказано: «На предметы украшения закят не
налагается». Но если эти предметы используют на греховные цели, например, если у мужчины, кроме серебряного кольца, будут предметы роскоши, такие, как золотое кольцо, золотая чернильница и т. д., независимо от того, пользуется он ими или нет, с этих предметов выплачивается закят. Если же мужчина имеет золотые украшения (кольца, цепочка и
т.п.), которые он дает на временное пользование тем, кому носить их разрешено, то в этом случае с этих украшений закят не выплачивается, но если они хранятся как отложенное состояние или, вопреки запрету, он ими пользуется, то закят с них выплачивается. Украшаться золотыми изделиями мужчине запрещено, а женщине можно в меру. Но использовать золотые изделия (т. е. не украшения) для каких-либо целей, например, использовать золотую посуду и т. д., в шариате запрещается как для мужчин, так и для женщин. Если женщина имеет золотые часы, то это украшением не считается – это предмет необходимости. Закятооблагаемым минимумом (нисаб) для золота является 20 мискал (96 граммов). Из этого минимума выплачивается одна сороковая часть (2,4 грамма). Нисабом серебра является 200 дирхемов (560 граммов), из него тоже выплачивается одна сороковая часть (14 граммов). Условием для обложения закята является то, что в течение года вес золота или серебра не должен убывать от нисаба, т. е. по достижении нисаба должен пройти год и в течение этого года нисаб не должен падать или меняться даже на подобное себе. Если это произойдет, отчет года производят заново.- ЗАКЯТ С ТОРГОВЛИ
Торговлей считается приобретение товара с целью получения торговой прибыли, будь то продажа или обмен. К товару причисляется весь продаваемый товар за исключением золота и серебра. Продавец золота и серебра, даже с целью прибыли, закят с торговли не выплачивает, а выплачивает его как с золота и серебра.
Существуют шесть условий для обложения закятом на торговую прибыль:
1. Овладение имуществом посредством купли-продажи или обмена. Например, если кому-то достался (в наследство и т. д.) торговый товар, то с него закят не выплачивают. После того, как он получил его, должен пройти год;
2. во время купли-продажи или обмена должно быть намерение к торговле;
3. товар, предлагаемый им, продаваемый, покупаемый, должен быть предназначен для оборота, а не для того, чтобы оставить его себе.
4. должен пройти год с начала торговли;
5. достижение нисаба. Считаются первоначальный капитал и прибыль. Если цена товара достигает нисаба золота или серебра, то с этого товара выплачивается закят. Закят выплачивают одной сороковой частью (2,5 %), подобно золоту;
6. товар, который находится в обороте, не должен быть переведен именно в ту валюту меньше нисаба, за которую был приобретен этот товар. Если товар переводится до истечения года именно в ту валюту, за которую был приобретен этот товар, и эта валюта будет меньше нисаба или товар переводится в другую валюту, даже если меньше нисаба, то закятный отсчет года начинается заново, а если эта валюта доходит до нисаба, то отчет года продолжается. Нельзя выплачивать торговый закят в виде товара. Весь товар оценивают, и с его суммы выплачивают одну сороковую часть (деньгами), т. е. 2,5 %.-- ТОРГОВЛЯ ЗАКЯТООБЛАГАЕМЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Если человек занимается торговлей овец, но по достижению их нисаба (40 голов) сумма не доходит до торгового минимума, тогда закят выплачивают как с овец. А если количество овец не достигло нисаба (39 голов) и стоимость их доходит до торгового нисаба, то закят выплачивается как с торговли. При достижении нисаба в обоих случаях, т. е. и 40 голов, и достижение торгового нисаба, закят выплачивается как с овец. Другие продукты и имущество, облагаемые закятом, которые человек выносит на продажу, облагаются закятом так же, как при торговле овцами. С имущества ребенка и умалишенного и с имущества человека, лишившегося права власти на свое имущество из-за его слабоумия, закят выплачивает опекун или исполнитель завещания. Они (опекун или исполнитель) обязаны делать все, чтобы имущество таких людей не убавлялось выплатой закята и т. д., т. е. должны использовать их имущество так, чтобы оно приносило прибыль.- СРОКИ ВЫПЛАТЫ ЗАКЯТА
После того, как имущество достигнет нисаба, по возможности (т.е. по возвращении отары с пастбища или получении долга назад) как можно быстрее нужно выплатить закят тем, кому он предписан. Если мы, имея возможность, не выплатим закят, то мы впадем в грех, потому что
тот, кто нуждается в закяте, может пострадать. Если же скот погибнет или же имущество испортится, с которого не выплатили закят при наличии возможности, то его нужно возместить, потому что обложенная часть закята на имущество является собственностью тех, кому он предписан. Долг, который должен отдать человек, попадающий под категорию
получающих закят, нельзя считать возвращенным, не выплатив закят, который нужно выплатить ему. С произведенного после обработки имущества закят не выплачивается. Например, если делают обувь из купленной кожи и продают, то закятом эта деятельность не облагается.- ДРУГИЕ РЕШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ЗАКЯТОМ
Условием закята является еще и совершение намерения перед его выплатой. Намерение можно совершить (выделяя из своего имущества; отдавая доверенному человеку; после передачи ему, но до раздачи заката) следующим образом: «То, что я передал доверенному лицу, – это мой закят». Намерения доверенного человека для выплаты с его имущества
закята недостаточно, необходимо, чтобы хозяин совершил его. Для раздачи закят можно отдать тем, кого определил имам, можно и самомураздать. При наличии справедливого имама лучше даже поручить раздачу закята ему, ибо он лучше знает, кто нуждается в закяте. Имам имеет право потребовать выплату закята со зримого имущества (это фрукты, скот,
урожай и ископаемые). После требования имама мы обязаны передать закят ему. При передаче имаму тоже необходимо иметь намерение о выплате закята.- ДОСРОЧНАЯ ВЫПЛАТА ЗАКЯТА
При достижении нисаба закят со скота, с золота, с серебра и с товара для продажи можно выплатить и за год раньше, но не за два. Без достижения нисаба выделенное на закят имущество закятом не считается, кроме товара для торговли. С этого товара можно выплатить закят досрочно за один год и без достижения нисаба.
Для принятия преждевременного закята существуют определенные условия:
1). Хозяин должен оставаться из числа закятооблагаемых до истечения года. Если до истечения года хозяин умрет, то его наследники имеют право потребовать выплаченное назад при условии, если покойный сообщил, что это преждевременная выплата;
2). До истечения года нисаб должен сохраниться. Если не сохранится, то по предыдущему условию его можно будет потребовать назад;
3). Тот, кому выдали закят до истечения года, должен быть из категорий, получающих закят. Если он за этот год отойдет от ислама или разбогатеет, то, что ему отдали, за закят не проходит. Если при выплате и передаче тому хозяин говорил, что это мой закят, то ему можно потребовать его назад, а если не говорил, нельзя требовать, закят тоже заново выплачивается. Закят–уль фитр
Закят разговения является особенностью нашей общины (мусульман). Обязательным этот закят сделали во втором году хиджры, за два дня до праздника разговения (`идуль фитр). В хадисе сказано: «Пост Рамазана будет находиться между землей и небесами, и только после выплаты закят-уль фитр он (пост) будет вознесен на небеса», т. е. закятуль фитр способствует принятию нашего поста. Мудрость обязательства этого закята подобна тому, что ошибки в намазе мы восполняем судждой (земным поклоном), а ошибки в посте мы очищаем закятом. Выплатить закят-уль фитр обязан каждый мусульманин, кто будет иметь пропитание (состояние) больше, чем для обеспечения себя, своей семьи и прислуги, питанием и одеждой на праздничный день и ночь (более чем на сутки). Закят-уль фитр обязан выплатить и неверный за тех, если на его иждивении находятся мусульмане (отец, дети, рабы и т. д.), которых он обязан обеспечить пропитанием. Теми, кого он обязан кормить, являются бедные родители, дети, рабы и прислуга, нанятая с условием обеспечить ее пропитанием. За родителей и детей закят-уль фитр не выплачивается, если они не бедны. Отец не обязан платить за совершеннолетнего сына закят-уль фитр, если он не занят изучением исламских наук или нетрудоспособен. Если несовершеннолетний ребенок имеет свое состояние, то и в этом случае отец не обязан за него выплачивать закят-уль фитр. Но если
все-таки отец выплачивает за сына и при этом имеет намерение возместить себе выплаченное имуществом сына, то можно после возместить себе выплаченное из имущества сына. Если муж беден, а жена состоятельная, то жена не обязана за него выплачивать закят (сах). В случае если муж находится далеко и жена остается без пропитания, то она может для выхода из ситуации взять в долг, но не обязана брать в долг для того, чтобы выплатить закят-уль фитр. После развода (троекратного талака), если жена беременна, за нее бывший муж обязан выплатить закят, потому что до рождения ребенка он обязан содержать ее. Закят-уль фитр выплачивается наиболее употребляемым в его местности зерном в количестве одного са` за одну душу.
Сах равен 2400 граммам, а для точности лучше выплатить 2,5 килограмма. По мазхабу имама аш-Шафии нельзя выплачивать закят-уль фитр денежным эквивалентом. Можно выплачивать, следуя имаму Абу Ханифа, в виде денег, и сумма равна стоимости сах, по его мазхабу. Наиболее употребительными продуктами, которыми можно выплатить закят-уль фитр, являются пшеница, голый ячмень, ячмень, кукуруза, рис, горох, просо, чечевица, финики, изюм, сыр, молоко, творог. По тому порядку, который здесь дается, один продукт выше другого.
Последующим из них нельзя выплачивать закят-уль фитр, употребляющим ранее перечисленный продукт, но тот (т. е. раньше перечисленный) выплачивать лучше и это допустимо. К примеру, если в одном месте
употребляют ячмень, лучше будет, если выплатить пшеницей. Но тем, кто употребляет ячмень, нельзя выплачивать кукурузой. Условиями для обложения закят-уль фитр являются то, что выплачивающий должен быть мусульманином и должен быть живым часть месяцев Рамазан и Шавваль. С того, кто умер после захода солнца в последний день Рамазана, закят-уль фитр выплачивается, если тот умер до захода солнца – не выплачивается. С ребенка, родившегося в последний день Рамазана и оставшегося в живых до захода солнца, тоже выплачивается. Лучшим временем для выплаты закят-уль фитр считается время от
утреннего намаза праздничного дня до совершения праздничного намаза, но можно выплачивать и с начала месяца Рамазан тоже. Откладывать раздачу сах на после совершения праздничного намаза и далее считается нежелательным (макрух). Откладывать раздачу дольше праздничного дня без причины является грехом. Причиной считается нахождение имущества в отдалении или нахождение людей, которые должны получить сах, вдалеке. Закят нужно раздать тем людям, которые находятся в населенном пункте выплачивающего. Если здесь нет людей тех категорий, которые могут получить закят, то только тогда его переносят в другое место, иначе это является харамом. Можно переносить в другое село по решению имама. Если в начале месяца Рамазан закят не был выплачен, то его нужно выплатить и раздать в том населенном пункте, в котором он находится в момент захода солнца в последний день месяца Рамазан. Закят-уль фитр получают те же восемь категорий людей (при наличии их), которые получают и закят с имущества. Но все же алимы мазхаба имама аш-Шафии Ибну Мунзир, Равяни, шейх Абу Исхак Ширази говорят, что можно раздать трем неимущим и необязательно его раздавать всем, кто входит в те категории. Рафии сказал, что можно давать и одному человеку. Азру`и сказал, что слову Рафии следуют во всех местах и временах. Рекомендуется для точности раздать троим, но можно давать и одному. ШАРИАТСКОЕ РЕШЕНИЕ ВОСПРОТИВИВШЕМУСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ ЗАКЯТА
Закят является одним из столпов ислама. Алимы согласились с тем,что тот, кто отрицает обязательство закята, впадает в неверие (куфр). Ибо тот, кто будет отрицать, что деяние, известное в общине мусульман (умма) как обязательное или греховное, является таковым, впадает в неверие (куфр).
Грех за невыплаченный закят
Передают со слов Абу Хурайры , что Пророк саляллаху алайхи ва салям сказал: «(В день воскресения) верблюды придут к своему хозяину в наилучшем виде, который они имели (в этом мире), и если он не отдавал с них должного, станут топтать его своими ногами, и овцы придут к своему хозяину в наилучшем виде, который они имели (в этом мире), и если он не отдавал с
них должного, они станут топтать его своими копытами и бодать своими рогами». Пророк саляллаху алайхи ва салям также сказал: «И они имеют право на то, чтобы во время доения перед ними была вода». Пророк саляллаху алайхи ва салям сказал: «И пусть в День воскресения никто из вас не является ко мне с блеющей овцой на шее и не говорит: «О Мухаммад», ибо я скажу: «У меня ничего для тебя нет, ведь я довёл (до твоего сведения послание Аллаха)!» И пусть никто не является ко мне с ревущим верблюдом на шее и не говорит: «О Мухаммад», ибо я скажу: «У меня ничего для тебя нет, ведь я довёл (до твоего сведения послание Аллаха)!» Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха саляллаху алайхи ва салям сказал: «В День воскресения богатство, дарованное Аллахом тому, кто не выплачивал с него закят, предстанет перед ним в образе плешивого ядовитого змея с двумя чёрными пятнами на глазах, который обовьётся вокруг него, вопьётся ему в щёки и скажет: «Я – твое богатство, я – твоё сокровище».
А потом Пророк саляллаху алайхи ва салям прочитал следующий аят (смысл): «И пусть скупящиеся на то, что даровал им Аллах по милости Своей, ни в коем случае не считают, что это лучше для них, напротив, это для них хуже: в День воскресения обязательно закуют их в ошейники из того, на что они скупились. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы творите» (Коран, 3: 180).Добровольная милостыня (садака)
В раздаче милостыни для нас нет секрета. Посланник саляллаху алайхи ва салям сказал: «Защищайтесь от огня Ада даже половинкой финика». Одного этого хадиса достаточно, чтобы понять, насколько благостна садака. Очень много благ от садака: защита от неожиданного наступления смерти, снисхождение бараката на имущества; убережение от огня Ада и др. Но большего блага, чем довольство Всевышнего Аллаха, не будет для человека. Это тоже достается от раздачи милостыни. Потому что раздачей милостыни человек вселяет радость в сердце брата по вере.Того же, кто находится в добре и в любви с братьями по вере, в Коране и в хадисах в очень многих местах хвалят. В хадисе сказано, что поводом к тому, что Всевышний объявил пророка Ибрахима алайхи салям, Своим другом, явилось то, что он часто раздавал милостыню, много приветствовал и ночами молился.-- Подарок
В хадисе сказано: «Дарите друг другу подарки, вы полюбите друг друга». Преподношение подарков в исламской общине является признаком проявления между мусульманами любви и доверия. В обществе, где много дают милостыню и дарят подарки, бедняки не будут чувствовать себя беспомощными и обездоленными. Воровство, грабежи и споры тоже в таком обществе уменьшатся.- Дача денег в долг
Дача в долг денег, какого-нибудь имущества является очень похвальным действием. Сказано, что при даче в долг десяти рублей вознаграждение он получит как будто отдал пять рублей в садака. Долг поможет спастись людям, находящимся в безвыходной ситуации, улучшить отношение между мусульманами, облегчить беду попавшим в нее. В хадисе сказано: «Кто облегчит для брата тяжесть земную, ему Всевышний облегчит тяжесть Судного дня» В другом хадисе сказано: «Аллах поможет рабу, покуда тот помогает брату по вере». «Если раб поможет брату по вере, то Всевышний
берет на Себя обязательство помочь рабу», гласит другой. Из смысла этих хадисов мы понимаем, что оказание помощи брату по вере, будь то долг или передача чего-либо в безвозмездное пользование, от которого ему будет польза и он обрадуется этому, являются очень похвальными
чертами характера.

Просмотры (223)  Комментарии (0)  Форум (Шафиитский Фикх)
Зарегистрированный
Анонимно