Заупокойная молитва (салату-ль-джаназати) является фарз-
уль-кифаятом, т. е. обязанностью джамаата (коллектива мусульман,
общины). Поэтому если ее совершит хоть один человек из джамаата,
то все остальные освобождаются от этой обязанности и не впадают в
грех, а если никто не совершит ее, то грех ложится на всех.Хотя заупокойную молитву можно совершать и в одиночку, но
лучше – джамаатом, ибо совершение коллективной заупокойной мо-
литвы – это Cунна Пророка (саляллаху алайхи ва салям). Произнося же нийят заупокойной мо-
литвы, мы говорим, что намерены совершить обязательную (фарз)
молитву, поскольку ее совершение хотя бы одним человеком является
обязательным (фарзом).
После смерти мусульманина кто-нибудь из близких родствен-
ников покойного должен сообщить всем об этом, для того чтобы в
заупокойной молитве участвовало как можно больше людей. Чем боль-
ше людей будет участвовать в заупокойной молитве, тем лучше для
умершего.Заупокойная молитва – это самое лучшее из того, что мы можем
сделать для усопшего. В то же время нельзя откладывать захороне-
ние умершего с тем, чтобы собрать побольше людей для совершения
заупокойной молитвы. Поэтому надо постараться созвать как можно
больше людей еще до завершения обязательного омовения тела усоп-
шего и покрытия его саваном.
Пророк (саляллаху алайхи ва салям) сказал: «Если за упокой умершего помолятся коллективно сто человек и попросят заступничества для него, то их молитва
не останется непринятой». Хадис, рассказанный Айшой , приводят
Муслим, Тирмизи и Нисаи.
В другом хадисе, который приводит Муслим, говорится, что
«...заступничество будет принято, если примут участие в заупокойной
молитве сорок человек». В хадисе, приведенном Абу Давудом, Тирми-
зи и Ибну Маджой говорится, «Если за упокой умершего помолятся
три ряда мусульман, то ему уготован Рай».
Заупокойную молитву совершают только после обязательного
омовения тела усопшего и заворачивания его в саван. Если усопший
еще не погребен, то заупокойную молитву за него можно совершить
только около его тела. Если до вашего прибытия умерший уже пог-
ребен, то за упокой можно молиться и стоя у могилы. Молящийся за
его упокой становится за могилой так, чтобы могила находилась в
стороне Киблы (т. е. перед молящимся).
При заупокойной молитве не совершсовершается ни руку‘ (поясной пок-
лон), ни суджуд (земной поклон), молятся, стоя позади умершего, по-
ложив его так, чтобы тело находилось впереди, т. е. в стороне Киблы.
Для совершения заупокойной молитвы тело мужчины укладывается
головой к востоку, а тело женщины – головой к западу. (См. книги
«Шабрамулсия» и «Буджайримия».). При совершении молитвы за упо-
кой мужчины имам становится у головы умершего, при молитве за
упокой женщины – около ее бедра.
Молящимся (желательно, чтобы их было не менее 40 или 100
человек) желательно по возможности стать в три ряда за имамом.Порядок совершения заупокойной молитвы
1. Необходимо иметь мысленное намерение, желательно так-
же произносить его: «Я намереваюсь совершить обязательный (фарз)
джаназа-намаз за (такого-то – имя усопшего), сына (или дочери
такого-то – имя отца усопшего), во имя Аллаха». Если же не знаешь
имя усопшего, можно сказать «…...за душу этого усопшего». Совершая
джаназа-намаз за имамом, можно сказать «...…за того (за тех), за кого
сделал нийят (совершает намаз) имам».
2. С поднятием рук, как и в обычном намазе, произносят «Ал-
лаху акбар» для вступления в намаз и при этом одновременно мыс-
ленно произносят нийят, как указано выше.
3. Опустив руки и сложив их на нижней части груди, читают
суру «Аль-Фатиха».
4. После чтения суры «Àëü-Фатиха» опять поднимают руки,
как и в начале намаза, и произносят «Аллаху акбар».
5. Опустив руки и сложив их на нижней части груди, как и при
чтении суры «Àëü-Фатиха», читают салават: «Аллахумма салли
‘ала Мухаммад» Желательно читать и более длинные варианты са-
лавата, лучше всего «...кама салайта...».
6. Опять поднимают руки и произносят «Аллаху акбар».
7. Опустив и сложив руки на нижней части груди, читают дуа
(молитву-мольбу) за усопшего: «Аллахумма гфир лаху вархамху»,
если усопшая – женщина, то «Аллахумма гфир лаха вархамха»;
если намаз совершают за многих – «Аллахумма гфир лаум вар-
хамхум», т. е. в зависимости от рода и числа меняется только окон-
чание. (О мой Аллах, прости и помилуй его (ее, их).)
Этого достаточно, но по возможности лучше прочитать и сле-
дующую молитву: «Аллахумма гфир лихаййина ва маййитина ва
шахидина ва гаибина ва сагирина ва кабирина ва закарина ва унсана.
Аллахумма ман ахйайтаху минна фаахйихи ‘алал ислами ва ман
таваффайтаваху минна фа таваффаху ‘алал имани».
[Если усопщая – женщина, то вместо подчеркнутого окончания
ху произносим ха].
(О мой Аллах, Ты прости грехи нашим умершим и живым, близ-
ким и далеким, маленьким и взрослым, мужчинам и женщинам. О мой
Аллах, кого Ты оживишь из нас – оживи их в èсламе (с верой), и кого
умерщвляешь, сделай так, чтобы они умерли в имане). Текст молитвы
приводят Тирмизи и Абу Давуд.
Можно также еще читать дуа, составленное имамом аш-Шафии
по хадисам Пророка (саляллаху алайхи ва салям):
Если умерший маленький ребенок, то по нему читают следую-
щую молитву: «Аллахуммадж‘алху фаратан лиабавайхи (хa), ва
салафан, ва зухран, ва ‘изатан ва‘тибаран ва шафи‘ан ва саккил
бихи мавазинахума вафриги сабра ‘ала кулубихима ва ла тафтин-
хума ба‘даху ва ла тахрим хума аджраху».
[Если усопшая – девочка, то вместо подчеркнутого окончания
ху произносим ха]. (О мой Аллах, сделай этого ребенка ушедшим для
подготовки места в Раю для родителей, драгоценным кладом и луч-
шей проповедью, поводом для прозрения и заступником, сделай правую
чашу весов тяжелее, дай родителям терпения, не приведи их после
этого к ссоре и не лишай их Твоего дара.)
8. Затем в четвертый раз так же поднимают руки и произносят
«Аллаху акбар».
9. Опустив и сложив руки на нижней части груди, читают сле-
дующую молитву (дуа): «Аллахумма ла тахримна аджраху, ва
ла тафтина ба‘даху ва гфир лана ва лаху». (О мой Аллах, не
лишай нас пользы от него, и не ввергай в смуты после него, и прости
нас и его.)
До заучзаучивания данной молитвы можно читать ту же молитву, что
и в предыдущий раз, т. е. «Аллахумма гфир лаху вархамху».
10. Дважды произносят «Салам», сначала поворачивая голову
вправо, затем влево.
По завершении намаза, вытянув руки вперед, еще раз читают
дуа (молитву-мольбу) за усопшего.
На этом молитва завершается.
Составляющими (арканами) джаназа-намаза являются:
1). произнесение намерения (нийят);
2.) четырехкратное произнесение такбира (т. е. произнесение
«Аллаху
акбар» четыре раза);
3). произнесение «Салама» в конце намаза;
4). чтение суры «Аль-Фатиха» после любого «Аллаху акбар»;
5.) чтение салавата (благословения Пророку (саляллаху алайхи ва салям)
после второго
«Аллаху акбар»;
6.) чтение молитвы (дуа) «Аллахумма гфир лаху (ха)...» после
третьего «Аллаху акбар»;
7.) совершение намаза стоя.
Все остальное в намазе – это сунна.
Заупокойная молитва
Добавил: mualim 24 октября 2011 15:50
Просмотры (304) Комментарии (0) Форум (Шафиитский Фикх)