Джума намаз обязателен для
каждого мужчины ,мукалляфа
(совершеннолетнего и
разумного), свободного от
рабства, находящегося на
постоянном месте жительства
и имеющего болезнь и другие
уважительные причины для не
совершения джума . Также и
больной обязан в том случае,
если он будет присутствовать
в месте совершения джума во
время икамата , или во время
джума, если ему не тяжело
ждать совершения намаза.
Также обязательно тому
человеку , который не на
постоянном месте жительства,
но до которого доходит голос
с места совершения джума
намаза , если не будет ветра и
шума. Джума намаз не
обязательно совершать
путнику , который находится в
дозволенном путешествии, не
зависимо от того его путь
длинный или короткий (в
уроке о переносе намаза мы
указали какой путь считается
длинным . Прим. пер.).
В пятничный день запрещено
( харам) отправляться в путь
если по пути не будет места
где можно совершить джума
намаз или если он из -за джума
намаза сильно не отстает от
товарищей в пути (то есть,если
его друзья, группа
отправляются в путь, а он
останется дома чтобы
совершить джума и потом
выйти в путь , он сильно
отстает).
Если человек по уважительной
причине не пошел на джума ,
ему желательно обеденный
намаз делать коллективно (с
женой, детьми или с таким же
человеком, кто не пошел на
джума), и нужно его делать
так, чтобы другие не видели,
если они не знают о причине,
из-за которой не пошел на
джума намаз.
Однако, если даже не обязаны
делать джума, у тех у кого
засчитывается обеденный
намаз , у тех засчитывается и
джума намаз (например, не
совершеннолетние или
женщины ). Но тот, кто должен
был сделать джума намаз и не
пошел делать , его обеденный
намаз не засчитывается,если
он вступил в него до
завершения джума намаза в
мечети , т.е. до салама имама,
совершающего джума намаз.
Если у человека, который по
уважительной причине не
пошел на джума есть надежда,
что эта причина уйдет, ему
желательно не совершать
обеденный намаз , пока
полностью не потеряет
надежду успеть на джума, в
случае ухода причины.
Условия джума намаза
Для джума намаза есть
дополнительные к обычному
намазу условия :
Первое: чтобы оно
совершалось в обеденное
время . Если пропустить
джума,он не возмещается, а
если осталось настолько мало
времени , что не успеем
совершать джума, мы вместо
джума вступаем в обеденный
намаз .
Второе: чтобы он совершался
в чертах населенного пункта.
Третье: чтобы этот джума
намаз не совпадал или чтобы
его не опережал другой джума
намаз в этом населенном
пункте , кроме того случая,
если невозможно собраться в
одном месте . (Опережением
считается, если имам раньше
произнес букву «Ра» в словах
«Аллаху акбар» для
вступления в намаз. Если
неизвестно, какой джума
намаз получается раньше,
обязательно совершить и
обеденный намаз , для
точности).
Четвертое: чтобы джума
совершался коллективно. А
условием для коллективного
джума является присутствие
сорока мусульман , мужчин,
мукаллафов, находящихся на
постоянном месте жительства
из которого не уезжает кроме
как при определенной нужде .
Если же количество людей
станет меньше посреди
намаза , этот намаз
заканчивается как обеденный
( т.е. совершают 4 ракаата).
Имамом может быть раб, не
совершеннолетний парень или
путник , если он не входит в
число тех сорока человек.
Пятое: чтение двух хутба
(проповедей) перед джума
намазом. Обязательными
составляющими хутбы
являются следующие : а)
восхвалить Аллаха; б)
благословить Пророка
( салляЛлагьу г1алайгьи ва
саллям); в) завещать
присутствующим быть
богобоязненными (эти три
обязательны в обоих хутбах);
г) чтение аята, понятного хотя
бы для одного
присутствующего; д) во
втором хутба сделать дуа для
верующих .
Условия хутбы:
Читать их стоя, если может
стоять;читать на арабском;
сидение между ними; довести
до слуха сорока человек,
которые нужны для
действительности джума;
читать их непрерывно (т.е. не
делать паузу между ними
длинной ) и не делать паузу
длинную между ними и джума
намазом ;быть в полном и
малом омовении; быть чистым
от наджаса; укрытие аврата.
Пятничный Намаз
Добавил: mualim 24 октября 2011 15:52
Просмотры (183) Комментарии (0) Форум (Шафиитский Фикх)